Чопперы
Чопперы не приспособлены для езды на высоких скоростях и выполнены в американском стиле с явной оглядкой на легендарный Harley-Davidson. Они не отличаются выдающимися техническими характеристиками, их задача - произвести неизгладимое впечатление массой хромированных деталей. Конструкции консервативны, двигатели совсем не форсированы. Они берут другим: высшим уровнем комфорта за рулем и плавной характеристикой двигателя. Комфорт обеспечивается за счет высокого руля, двухуровнего седла (сзади часто спинка, что очень нравится девушкам) и отнесенных вперед подножек. Амортизаторы чопперов обычно мягче, чем на других мотоциклах. Крутящий момент чопперов огромен. Он позволяет тронуться почти без прибавления газа, также ехать на высшей передаче не спеша.
Определить такой мотоцикл проще простого: если ездок сидит гордо откинувшись назад, передняя вилка его "железного коня" с большим вылетом, а бензобак своими формами напоминает каплю - это и есть он, чоппер. К слову, чопперы выпускают и у нас, в России, но популярностью среди мотоциклистов они не пользуются.
Чопперы можно подразделить на кастомы - дорожные мотоциклы с легким налетом американского стиля, круизеры - крупногабаритные и тяжелые машины с массивными металлическими деталями и широкими колесами и дрегстеры - длиннобазные мотоциклы с форсированными двигателями.
Спортбайки
Мотоциклы, "упакованные" в яркий пластик облицовок - самые мощные и динамичные представители двухколесного племени. Управляемость их доведена до абсолюта, поэтому спортбайки не слишком подходят для обучения вождению, в неопытных руках они могут быть просто опасны. От других мотоциклов отличаются самой прогрессивной конструкцией с массой технических изысков, широким применением легких сплавов и своеобразной посадкой с ярко выраженным наклоном корпуса вперед.
Спортбайки, в свою очередь, делятся на спортивные кольцевые мотоциклы - это наиболее экстремальные представители класса, спортивно-туристические машины, отличающиеся высоким уровнем комфорта для водителя и пассажира, и простые дорожные мотоциклы, прикрытые обтекателями - многие из них доступны для начинающих.
Если вам нужна бешеная скорость и экстремальные ощущения, то здесь спортбайк незаменим. Супердорогие двухколесники дают минимум комфорта своим хозяевам, но спортбайкеры, в своих мотоциклетных костюмах стоимостью в несколько тысяч долларов, все равно готовы сидеть скрючившись, в неудобной позе эмбриона, чтобы, преодолев аэродинамическое сопротивление, развить просто космическую скорость - некоторые модели "выжимают" до 330 км/ч. Кстати, в Японии введено строгое ограничение скорости для мотоциклов, выпускаемых для внутреннего японского рынка, до 180 км/ч. Поэтому, если вы купили модель, не предназначенную на экспорт, вам придется менять электронные мозги вашего "железного друга". Если, конечно, 180 км/ч вас не устроит.
Классики (дорожники)
Дорожные мотоциклы без облицовок, не попавшие в предыдущие категории. Могут быть консервативны по конструкции - в таком случае отличаются невысокой ценой. Часто по техническому оснащению приближаются к спортбайкам. Характеризуются прямой посадкой и просты в управлении. Не столь обременительны в обслуживании, как спортбайки. При всех своих многочисленных плюсах, классические мотоциклы не удивят вас ни экстравагантным внешним видом, ни выдающимися характеристиками - они "золотая середина" в мотоциклетном сообществе. Большинство "классиков" хороши как универсальные машины "на каждый день". Западные производители техники нещадно эксплуатируют любовь к ретро, успешно выпуская мотоциклы этого класса. Как и полагается, под внешней старомодностью скрывается суперсовременная начинка: электроника, эффективные тормоза и могучий четырехцилиндровый мотор.
Эндуро
Если вы не любите дороги, вам надоел городской асфальт, а ваша страсть - активный отдых на природе, то выбирайте мотоциклы двойного назначения, или эндуро. Эндуро (по-английски "живучий") - этакий двухколесный вариант джипа: дорог и везде проедет. Своими уникальными характеристиками эндуро обязаны особенностям конструкции - длинноходным подвескам, большому дорожному просвету и двигателям, прекрасно адаптированным для работы в любых режимах.
Как и другие категории мототехники, эндуро делятся на подклассы: жесткие - спортивные машины, оборудованные двухместным седлом и комплектом оптики, мягкие - дорожные мотоциклы, способные ограниченно передвигаться вне дорог, и туристические - оснащенные мощными двигателями тяжелые мотоциклы, не предназначенные для внедорожного использования.
МотоЛикбез (рубрику ведет Макс), с журнала "Мотогид".
По типам мотоциклы можно разделить на классики, спортбайки, чопперы и эндуро. Лучший выбор для начинающих - классик средней кубатуры, как наиболее универсальный вариант - на нем можно будет поездить и по забитым машинами городским улицам и по пригородным шоссе. Все лучшие качества эндуро раскрываются на бездорожье, спортбайки хороши для скоростной езды по хорошему асфальту (где его только взять?), а на чоппере лучше ездить по загородным трассам - не спеша и с пафосом. Классик является разумным компромиссом, совмещая в себе (в той или иной степени) качества всех типов мотоциклов. Отъездив сезон на таком мотоцикле, пообщавшись с владельцами мотоциклов других классов, вы, скорее всего, разберетесь, что вам ближе - спорт, чоппер или эндуро. Впрочем, не исключено, что вы останетесь приверженцем классических мотоциклов.
При выборе какой-либо конкретной модели стоит поговорить непосредственно с ее обладателем. Большинство мотоциклистов, несмотря на всклокоченные бороды и татуировки по всему телу, весьма дружелюбны. Ну, по крайней мере, если речь идет о том, чтобы дать какой-то совет по мотоциклам. Скажите, что собираетесь купить такой же, но ничего о нем не знаете - и, скорее всего, с вами щедро поделятся информацией. Впрочем, получая информацию, следует делать скидку на предвзятое отношение байкеров к своим машинам. Вряд ли владелец мотоцикла скажет, что, мол, мой мотик - полное дерьмо; скорее всего, поговорив с обладателями небольшого эндуро и огромного турера, вы узнаете, что и тот, и другой - мотоциклы, идеальные во всех отношениях. Так оно и есть - для каждого хорош свой байк. Определитесь с тем, какой подойдет именно вам.
Собрав воедино информацию о том, для чего именно вам нужен мотоцикл (поездки по городу, дальнобой, бездорожье и т. п.), и определившись с его типом (чоппер, эндуро, спортбайк или классик), прикиньте примерную сумму, которую вы готовы потратить на мотоцикл и переходите к выбору конкретной модели.
Если нет возможности посидеть на мотоциклах друзей - пройдитесь по салонам, благо их сейчас довольно много. Хотя в большинстве салонов и висят угрожающие надписи, что сидеть, мол, запрещено - если продавец поймет, что ваши намерения серьезны и простираются дальше, чем просто посидеть на байке - вам дадут добро, не сомневайтесь. Конечно, просто посидев на мотоцикле, вы не узнаете, насколько он подходит вам, но хотя бы определитесь с тем, удобен ли он, комфортно ли вы себя чувствуете за рулем. Скорее всего, посидев на нескольких байках (чем больше, тем лучше), в какой-то момент вы почувствуете, что это мотоцикл - ваш.
Определившись с моделью, имеет смысл собрать о ней максимум информации, и лучше - не у человека, который ее продает. Если имеется доступ в Интернет - загляните на мотоциклетные форумы, поспрашивайте - вам всегда ответят, а если повезет - то и помогут при осмотре и покупке мотоцикла. Если же с Интернетом напряги - тогда вперед, на ближайшую мотоциклетную тусовку. Ищите человека на том мотоцикле, который вам глянулся. Хозяин вам и расскажет о плюсах, а главное - о минусах выбранной вами модели.
Подготовлено по материалам печатных и электронных СМИ.